В АВИОГНЕЗДАХ ПОД ПАРИЖЕМ

На рубеже XIX и XX веков в Париже работала і идейном единении группа людей, увлекавшихся автомо-

image60

I ис. 51. Биплан Фербера конструкции 1905 г. (полет был совершен лишь в 1908 г.).

ильным или воздушным делом, или и тем и другим месте. Здесь были, прежде всего, люди с изобретатель — ними наклонностями, искавшие до самозабвения „путей | небеса11. Таковы, напр., известный воздухоплаватель — портсмен С а н т о с-Д ю м о н, капитан Ф е р б е р, инже — еры Блерио и Бреге, другой спортсмен и талант — ивый пропагандист, пилот на шарах — Арчдикон. 1а ними шли несколько не менее увлеченных, так сказать, ррофсоюзников: механик Г. Вуазен, гонщики-автомо­

билисты братья Фарман, художник Делагран и мн. др. Наконец, известную роль сыграли и богатые спор смены, как, напр., Дей ч-д е-л а-М ё р т и д е-л а-В о, д вавшие деньги на призы.

Фербер, как уже упоминалось, стал первым *из этс группы на путь Лилиенталя. После указаний проф. Ш нюта он испытывал в течение 1902 — 03 гг. бипланный ба хвостый планер райтовского типа, а в следующем год добавил к нему „хвост Пено“. Не овладев, однако, поле

image61

Рис. 52. Планер с поплавками, построенный Арчдиконом и Вуаэев и испытанный при участии Фербера (1905 г.).

техникой планерного летания, Фербер поспешил постави1 на машину мотор. Со слабеньким двигателем в 6 лої сил он производил в 1905 г. некоторые испытания аппара в подвешенном состоянии, а с получением ИЗВЄСТ! об удачных полетах бр. Райт вступил в компан! с инженером Левавассёр, конструктором перво французского авиомотора „Антуанет". Товарищей „Антуанет" стало строить сперва монопланы, а вс произведенный ферберовский биплан (старый был р! рушен бурей в 1906 г.) удачно полетел лишь лет 1908 г. (будущего у него, однако, не вышло).

Тем временем организовал планерные опыты и А р ч — [икон, построивший себе копию райтовского планера. ! 1904 г. на таком аппарате удачно летал механик Г. В у — зен. Но последний скоро перестроил планер, прибавив оже хвост и еще вертикальные перегородки в главных рыльях. Поставленный на поплавки и буксируемый мото — одкой такой планер удачно испытывался в 1905 г. на. Сене (см. рис. 52).

image62

ис. 53. Биплан Сантоса-Дюмона, известный под № 14-bis (все преж — !г №№ относятся к сооружавшимся им дирижаблям). Этот аэроплан «надлежит к типу, именуемому теперь „уткой”: его руль высоты на­ходится впереди главных крыльев (аэроплан летит вправо).

1

В опытах такого рода принимал участие еще Сантос — юмон. Наиболее прыткий, совмещавший в своем це одинаково капиталиста, конструктора и пилота, он ыстро сколотил себе после этого крайне несуразный иплан (см. рис. 53) и в 1906 г. с помощью мощного отора „Антуанет" в 50 лош. сил сумел сделать на этом хищнике" несколько коротких взлетов (самый длинный ыл 200 м),

Самостоятельной дорогой пошел Л. Б л е р и о. С 190f он стал испытывать исключительно монопланы. Но f первые самолеты имели между собой лишь одно общ они одинаково быстро ломались при первых же проб Успехов добился лишь аэроплан за № 8, хорошо облет ный летом 1908 г.; он явился первой удачной констр цией моноплана во всем мире, по образцу коего ст< строить и все другие конструкторы.

Однако, еще раньше начали подлётывать бипланы Первый из них назывался „Д елагран ж“, — по имі того художника, который, поверив в авиацию, зака себе аэроплан тогда, когда еще никто летающего са лета вообще не видел. А построить этот аэроплан взя Г. В у а з е н, открывший в то время собственную ав мастерскую. Он правильно решил, что дело вовсе в имени: раз ему дают заказ, а он не сомневался в я что его выполнит, то надо строить и лететь. Бип „Делагранж" был удачно выпущен в воздух весной 190 под управлением брата Г. Вуазена—Шарля. Но Делагранж осенью разбил его при первой же пробе, существу это был тот же планер Арчдикон-Вуазен, ставленный на колеса и снабженный мотором Антуаі Почти такой же самолет был вскоре изготовлен в азеновской мастерской под именем „А. Ф а р м ан“. Тол второй заказчик отнесся к своей машине более вш тельно. — „Раньше чем брать птичку, надо завести нее клетку". — Анри Фарман построил себе сарай и, в самолет, сначала стал делать на нем только пробег привыкая к управлению. И лишь в сентябре 1907 г. удачно оторвался от земли в первый раз, а через ме пролетел целых 170 метров.

Аттестатом зрелости для первых французских п была сдача испытания на приз в 50.000 франков, у1

енный в 1906 г. Дейч-де-ла-Мёртом и Арчдиконом: горвавшись от земли, надо пролететь между двумя чтами, достигнуть третьей мачты, находящейся в 500 ме — IX, обогнуть ее и вернуться обратно, пройдя снова между щя первыми мачтами, при чем нигде в пути нельзя ни )у касаться земли". Эти строжайшие условия должны

image63

• 54. Анри Фарман успешно пролетает на своем биплане—впервые іропе—замкнутый километр (13.1.1908). Винт один—за крыльями; размах крыльев—10 м; впереди вынесен руль высоты.

и охарактеризовать настоящий полет, в отличие от іжних прыжков: полет на замкнутую дистанцию не ■ее одного километра.

Пока Делагранжу строили второй аэроплан, натрени — ■авшийся А. Фарман внес в конструкцию своей ма — ны несколько весьма полезных изменений и 13 января )8 г. в точности выполнил все условия (контролеры Дили, припадая в сомнительные моменты к самой земле). По заслугам получив щедрый приз, он обеспеш себе возможность дальнейшей работы (см. рис. 54).

Вот тот момент, когда во французском птичнике д статочно оперился первый птенец. Дальше дело пот уже легче.

Весной 1908 г. облетал свой второй аэроплан Дел гранж и увез его демонстрировать в Италию, где сдел несколько удачных полетов непрерывностью уже по 15 20 мин. Еще приз Арманго в 10.000 фр. за полет во Франш свыше ‘/4 часа заработал летом А. Фарман. Тогда і оперился и моноплан Блерио, продержавшийся в возд; 8 минут. Еще небольших взлетов добились два друг моноплана: Зсно Пельтри и Гастамбид-Ма

жен, — прообраз „Антуанет".

Таковы были успехи французских авиаторов, ког наконец, после почти двухлетних коммерческих пере воров, в Париж пожаловал старший из американсі братьев-летунов Вильбур Райт.